+998 73 243-58-13 | +998 91 654-82-64 | ||
+998 94 650-30-51 | +998 91 660-30-51 |
В 1923 году в городе, который тогда назывался Скобелев, начала выступать полупрофессиональная труппа. Наряду с актерами-профессионалами Алешиным, Кларой Милич в нее входили любители Ортенберг, Лехницкий и другие. Режиссером был Борис Горбеев. Ставились спектакли «Собор Парижской богоматери», «Черная пантера», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», водевиль «Медведь». Своего помещения у театра не было. Спектакли давались на площади перед фасадом кинотеатра «Новая эра». Декорацией служила мебель, позаимствованная у жителей близлежащих домов. Черное сукно задника крепили к стене кинотеатра.
Зрителей созывал духовой оркестр, исполнявший военные марши и вальсы. Капельмейстером был А. О.Литвиненко.
В 1928 году труппа распалась, но вскоре по инициативе заведующей межпрофсоюзным клубом Удаловой Надежды Григорьевны был создан драматический кружок, режиссером которого стала сама Удалова.
В деятельности драмкружка принимали активное участие ставшие впоследствии достаточно известными в Фергане художники А.Н.Узлов и Корнеев. Они расписывали задники, изготавливали декорации, Узлов кроме того исполнил роль Левко в спектакле « Майская ночь, или Утопленница».
В 1930 году Решением партийного и советского руководства создаются русский и узбекский театры. Русская труппа тогда называлась ТЮЗом ( театром юного зрителя). Первым директором русского ТЮЗа был К.К.Балевич. История сохранила имена первых актеров, работающих на ферганской сцене в те далекие годы: Константина Кейля, Михаила Кулаченко, Николая Пономарева, Валентины Щукаревой. Театр ставил «Позднюю любовь», «Сердце не камень» А.Н.Островского, «Бай и батрак», «Проделки Майсары» Хамзы, «Гамлет» Шекспира и другие.
Можно сказать, что этот самый ТЮЗ и положил начало организации в Фергане профессионального драматического театра, первым главным режиссером которого стал Мамадали Хайдаров.
В период с 1930 по 1938 годы режиссерами служили: Дроздов Н.С., Ковалев, Данилова.
1-го мая 1938 года Постановлением Совнаркома Узбекистана русский театр юного зрителя был объединен с узбекским в единый коллектив. Директором объединенного театра стал Родченко, художественным руководителем и режиссером Абдулов Г.Д. И в это время репертуар театра опирается на произведения русской классики: «Живой труп», «Власть тьмы» Л.Толстого, «Сердце не камень», «Бесприданница», А.Н.Островского. Вместе с тем на сцене активно ставятся пьесы советских драматургов «Чапаев» Д.Фурманова, «Аристократы», «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» Н.Погодина.
С 1938 по 1941 гг. В труппе театра служили актеры: В.Щукарева, Ф.А.Горный, С.Мальцев, А.Н.Черкасов, Н.Н.Рыбаков.
Мы, к сожалению, не располагаем достаточными сведениями о жизни театра в военное время. Из рассказов народной артистки Узбекистана Валентины Михайловны Щукаревой известно только, что в здании театра в это время жили московские актеры во главе с режиссером Охлопковым. Одно из помещений занимала актриса Серафима Бирман. Местный же театр в это время находился в Коканде.
После войны в Фергану вернулся Абдулов Гаврила Данилович. Он с энтузиазмом истинного творческого лидера занялся восстановлением и возрождением театра. В том, что для многих ферганцев понятия Фергана и театр стали неразрывными, несомненная его заслуга. И, несмотря на то, что был он человеком сложным, и не всем приятным, нельзя не согласиться с тем, что личностью он был без сомнения крупной и выдающейся.
О нем рассказывают, что в последние годы жизни престарелый актер и режиссер, входя в театр, благоговейно снимал шляпу и кланялся его стенам.
Актеров и других специалистов Гаврила Данилович собирал по театрам всей Руси Великой, так что коллектив театра вплоть до 1994 года почти полностью состоял из россиян.
В театре появлялись весьма интересные актеры, режиссеры и работники других театральных цехов, трудами которых поддерживался достаточно высокий профессиональный и художественный уровень спектаклей. Подтверждением этому служит репертуар, состоящий из значительных произведений мировой и отечественной драматургии, а также фотографии, по которым можно судить о качестве спектаклей тех лет.
Старожилы с удовольствием вспоминают о том, как в дни социалистических праздников к ним на предприятие или в школу являлся живой вождь мирового пролетариата – это был Гаврила Данилович в гриме и костюме великого человека, как бы сошедшего с пьедестала на площади.
Другим славным воспоминанием является предание о том, как на спектакль «Иркутская история» А.Арбузова очередь к кассе театра выстраивалась до самого гастронома.
Будучи единственным русским театром, коллектив разъезжал со своими спектаклями по всей долине, заезжая в сопредельные территории Киргизии и Таджикистана. Ферганских актеров всегда тепло принимали жители других городов Ферганской долины – Андижана, Коканда, Намангана, Оша, Ленинабада (Ходжента).
В последние перед развалом Союза годы театр смело расширял географию своих гастролей и осваивал уже территории Казахстана и России, выезжая со спектаклями в Джезказган, Балхаш, Байконур, Талды-Курган (Казахстан), Рубцовск, Дзержинск, Абакан, Тува, Магнитогорск (Россия).
За десять лет до Независимости Узбекистана ставились спектакли: «Лес», А.Н. Островского, «Цыган», «Урок дочкам» И.А.Крылова. «Живи и помни» В.Распутина,. «Бег по кругу», «Высокая цена – жизнь», «Монумент». «Девушки в шинелях», «Жанна», «Час ночи», «Ретро». «Наедине со всеми» и другие.
Директорами театра в разное время служили:
Ломов, Решетнев, Кутовый, Юлчиев, Гольверк, Хомандюк, Малахов, Букин.
Режиссерами:
Сухачев, Зуховицкий, Баранов, Илларионов, Гущин, Гасин, Мильченко, Хомандюк, Яблоновский.
Художниками-постановщиками:
Узлов, Корнеев, Балеев, Остроумов, Баранов, Шияновский, Михайличенко.
Актерами: Рябцов, Волков, Силицкая. Бурлакова, Юшков, Козин, Шляпникова, Науменко, Захаров, Перевалов и Перевалова, Мурашова, Максудов, Букин и другие.
Более 20 лет с 1981 по 2002 год проработал главным художником Николай Федорович Каменский.
Этот текст подготовлен по Справке об истории русского Ферганского театра, составленной Михаилом Васильевичем Хорохориным, ныне покойным, на основании архивных материалов в 2002 году.
После обретения Независимости Республикой Узбекистан для театра вопреки мрачным прогнозам, началась вторая жизнь. Режиссерами-педагогами из Ташкента была набрана студия из талантливой ферганской молодежи. Обучение велось совместно с практической деятельностью и результаты не заставили себя долго ждать. Молодые актеры, с энтузиазмом вбирающие в себя тайны актерской профессии, успешно играли в спектаклях самого разного жанра, от детских сказок до классики и пьес современных авторов.
В это время в репертуар театра вновь возвращается классика: на афише появляются имена Гоголя, спектакль «Чертовщина», по повести «Сорочинская ярмарка», Достоевского «Дядюшкин сон» (режиссер Клавдия Новак), А.Володина «С любимыми не расставайтесь» (режиссер Вали Умаров), Славомира Мрожека «Дом на границе» и др.
Архивные документы и фотографии находятся на реставрации, по мере их готовности текст будет снабжен видео и фотоматериалом.